ГБОУ «Школа № 21 г.о. Горловка»
г. Горловка
  • Наставничество

    Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях (далее - ОО) или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.

    Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания.

    Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, но не имеющий опыта работы в образовательной организации. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по отдельному плану в течение 3 лет.

    Наставничество в образовательной организации предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания.

    Правовой основой наставничества в ОО являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждени

    Цели и задачи наставничества
    Целью наставничества в ОО является оказание методической помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового потенциала.
    Основные задачи наставничества:
    адаптация в коллективе, освоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей;
    привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление молодых педагогов в ОО;
    ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
    содействие выработке навыков профессионального поведения педагогов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
    оказание моральной и психологической поддержи молодым педагогам в преодолении профессиональных трудностей при выполнении должностных обязанностей.

    Организационные основы наставничества
    Наставничество организуется на основании приказа руководителя ОО при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 3 года.
    Руководством деятельностью наставника осуществляют заместители руководителей образовательной организации.
    Заместитель руководителя образовательной организации подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе в ОО, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
    Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
    Кандидатуры наставников утверждаются на заседании Методического совета ОО.
    Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов ОО:
    впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности;
    выпускниками средних и высших специальных учебных заведений; выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности;
    педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе.

    Замена наставника производится приказом руководителя ОО в случаях:
    увольнения наставника;
    перевода на другую работу подшефного или наставника;
    привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
    психологической несовместимости наставника и подшефного.

    Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

    Обязанности наставника
    Наставник обязан:

    знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
    сопровождать педагога при реализации индивидуального образовательного маршрута;
    знакомить молодого специалиста с ОО, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
    проводить необходимое обучение;
    контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
    давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
    контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
    оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами проведения занятий и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
    личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ОО, привлекать к общественной жизни коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора;
    участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
    подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
    Права наставника

    С согласия заместителя руководителя по УВР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы.
    Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.

    Обязанности молодого специалиста

    В период наставничества молодой специалист обязан:

    изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности;
    постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
    реализовывать индивидуально-образовательный маршрут;
    учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
    совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень;
    периодически отчитываться перед наставником и руководителем методического объединения.

    Права молодого специалиста

    Молодой специалист имеет право:

    вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
    защищать профессиональную честь и достоинство;
    посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
    знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
    повышать квалификацию удобным для него способом;
    защищать свои интересы самостоятельно или через представителя.
    Руководство работой наставника
    Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе.

    Заместитель руководителя обязан:

    представить назначенного молодого специалиста педагогам 00, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
    создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
    посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
    организовать обучение наставников формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
    оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
    изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
    определить меры поощрения наставников.

    Документы, регламентирующие наставничество
    К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

    настоящее Положение;
    дорожная карта мероприятий по внедрению краевой модели наставничества в образовательных учреждениях Боготольского района;
    приказ руководителя ОО  об организации наставничества;
    протоколы заседаний педагогических советов, методических объединений, методических советов на которых рассматривались вопросы наставничества;
    методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
    планы работы методического совета, методических объединений;
    протокол заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

    Стимулирование наставников
    Поощрение грамотами, благодарностями;
    популяризация роли наставника среди образовательных организаций;
    размещение информации о внедрении программы наставничества, о ее результатах, успешный опыт взаимодействия наставника и наставляемого на сайтах У О и ОО;
    образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах и иных мероприятиях подобного рода);
    иные преимущества, предусмотренные в организации, в которой работает наставник;
    материальная мотивация, которая может быть связана с результатами наставляемых.

    Некоторые нетрадиционные формы наставничества:

    Дистанционное. Проводится с использованием технологий удалённого доступа, например,Сферум. 
    Ситуационное. Краткосрочное, для решения конкретной задачи, например, предоставление помощи в сложной ситуации. 
    Круговое. Участники меняются позициями, занимая то роль наставника, то роль наставляемого, что способствует циркуляции информации и поддержки внутри группы. 
    Групповое или командное. Один наставник работает с группой наставляемых или группа наставников с одним наставляемым. 
    «Напарничество». Горизонтальные отношения наставничества, направленные на укрепление чувства общности в коллективе. Опыт, обратная связь и поддержка исходят от коллеги, занимающего схожую по статусу позицию. 
    «Обратное». Менее опытный, более молодой работник выступает в качестве ментора для более опытного работника. 
    «Теневое» наставничество.  Ученик наблюдает за работой наставника в течение определённого времени методом включённого наблюдения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике