Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях (далее - ОО) или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.
Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, но не имеющий опыта работы в образовательной организации. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по отдельному плану в течение 3 лет.
Наставничество в образовательной организации предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания.
Правовой основой наставничества в ОО являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждени
Цели и задачи наставничества
Целью наставничества в ОО является оказание методической помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового потенциала.
Основные задачи наставничества:
адаптация в коллективе, освоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей;
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление молодых педагогов в ОО;
ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
содействие выработке навыков профессионального поведения педагогов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
оказание моральной и психологической поддержи молодым педагогам в преодолении профессиональных трудностей при выполнении должностных обязанностей.
Организационные основы наставничества
Наставничество организуется на основании приказа руководителя ОО при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 3 года.
Руководством деятельностью наставника осуществляют заместители руководителей образовательной организации.
Заместитель руководителя образовательной организации подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе в ОО, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
Кандидатуры наставников утверждаются на заседании Методического совета ОО.
Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов ОО:
впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности;
выпускниками средних и высших специальных учебных заведений; выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности;
педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе.
Замена наставника производится приказом руководителя ОО в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
Обязанности наставника
Наставник обязан:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
сопровождать педагога при реализации индивидуального образовательного маршрута;
знакомить молодого специалиста с ОО, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение;
контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами проведения занятий и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ОО, привлекать к общественной жизни коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Права наставника
С согласия заместителя руководителя по УВР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы.
Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
Обязанности молодого специалиста
В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
реализовывать индивидуально-образовательный маршрут;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень;
периодически отчитываться перед наставником и руководителем методического объединения.
Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для него способом;
защищать свои интересы самостоятельно или через представителя.
Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе.
Заместитель руководителя обязан:
представить назначенного молодого специалиста педагогам 00, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
дорожная карта мероприятий по внедрению краевой модели наставничества в образовательных учреждениях Боготольского района;
приказ руководителя ОО об организации наставничества;
протоколы заседаний педагогических советов, методических объединений, методических советов на которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
планы работы методического совета, методических объединений;
протокол заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.
Стимулирование наставников
Поощрение грамотами, благодарностями;
популяризация роли наставника среди образовательных организаций;
размещение информации о внедрении программы наставничества, о ее результатах, успешный опыт взаимодействия наставника и наставляемого на сайтах У О и ОО;
образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах и иных мероприятиях подобного рода);
иные преимущества, предусмотренные в организации, в которой работает наставник;
материальная мотивация, которая может быть связана с результатами наставляемых.
Некоторые нетрадиционные формы наставничества:
Дистанционное. Проводится с использованием технологий удалённого доступа, например,Сферум.
Ситуационное. Краткосрочное, для решения конкретной задачи, например, предоставление помощи в сложной ситуации.
Круговое. Участники меняются позициями, занимая то роль наставника, то роль наставляемого, что способствует циркуляции информации и поддержки внутри группы.
Групповое или командное. Один наставник работает с группой наставляемых или группа наставников с одним наставляемым.
«Напарничество». Горизонтальные отношения наставничества, направленные на укрепление чувства общности в коллективе. Опыт, обратная связь и поддержка исходят от коллеги, занимающего схожую по статусу позицию.
«Обратное». Менее опытный, более молодой работник выступает в качестве ментора для более опытного работника.
«Теневое» наставничество. Ученик наблюдает за работой наставника в течение определённого времени методом включённого наблюдения.